Признаки жестокого обращения и насилия

03.04.2023

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел , осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

ВИДЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ:

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства).

ПРИЗНАКИ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ:

- синяки, укусы, ожоги, рубцы "неслучайного" происхождения; следы удушья, не имеющие четкого объяснения со стороны родителей повреждения, включая переломы;

- низкая самооценка;

- боязнь идти домой;

- ношение одежды, скрывающей синяки;

- ребенок обвиняет себя в провоцировании насильника;

- ребенок напуган, сердит или печален;

- считает удары и избиения заведенным в семье порядком;

- испытывает волнение и страх, слыша громкие, возбужденные голоса взрослых и др.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ - ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в СОСТОЯНИИ выполнить.

ПРИЗНАКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ И/ИЛИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В СЕМЬЕ

Ребенок боится идти домой, убегает из дома. Боится приближения родителя.
Часто беспричинно отсутствует в садике.
Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
Совершает самоповреждающие действия (щиплет, выдергивает волосы,ресницы, бьется головой о стену и др.).
Агрессивен.
Избегает физического контакта.
Имеет следы побоев.
Имеет неопрятный внешний вид.
Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение
Преобладает низкая самооценка.
Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАПОДОЗРИТЬ НАСИЛИЕ К РЕБЕНКУ:

- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения;

- позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

- перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;

- неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений, в сторону их преувеличения или преуменьшения;

- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

- невнимание к ребенку, неоказание ему эмоциональной поддержки, лишение ласки;

- поведенческие признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность и др.)

- выказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

- повествование о том, как их наказывали в детстве.

ОБРАЩЕНИЕ К ВОСПИТАТЕЛЮ:

-Создавайте чаще в группе "волшебство", пусть ребенок каждый день спешит с радостью в сад.

-Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

-Чаще улыбайтесь детям.

-Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.

-Умейте слушать детей.

-Будьте ребенку не только наставником, но и старшим другом.

-При общении с детьми помните об эмпатии (сочувствии, сопереживании к ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценке себя, самоконтроле).

-Помните, что воспитатель должен быть творческой личностью, "исследователем", а не обезличенным носителем информации.

-Старайтесь как можно больше говорить с ребенком, он должен чувствовать, что нужен, что его любят.