Предупреждение детского травматизма в учреждении дошкольного образования.
На протяжении многих лет педагогами нашего детского сада ведется работа по оздоровлению воспитанников и по предупреждению детского травматизма. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в нашем детском саду проводятся целенаправленно.
По статистике для каждой возрастной группы присущи свои наиболее типичные причины травм и травмоопасные ситуации. Для малышей наиболее опасны мелкие предметы, основные двигательные навыки у них еще недостаточно сформированы, поэтому травмы в этом возрасте обусловлены падениями. У малышей необходимо развить двигательные навыки и умения ориентироваться в окружающей обстановке, играть с игрушками. С возрастом характер повреждений изменяется: увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Для детей дошкольного возраста характерно активное участие в окружающей жизни, основным местом происшествия для них становится двор. Увлекаясь, они теряют над собой контроль и поэтому наиболее часто получают травмы в игровых ситуациях, а различные колющие и режущие предметы при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.
Основной причиной несчастных случаев с воспитанниками является слабый контроль со стороны взрослых. В целях предупреждения детского травматизма в нашем учреждении создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитанников и родителей.
Главная цель этой работы – формирование у воспитанников осознанного умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их.
Особая нагрузка при этом ложится на педагогов учреждения образования. В любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории учреждения, должен разумно организовать деятельность детей в течение дня; в тоже время
должен научить малышей быть осторожными, вести себя грамотно в любой ситуации.
В работе по профилактике детского травматизма ГУО «Ясли-сад №4 г.Столбцы» придерживается следующей системы:
- Организационно-профилактические мероприятия.
В учреждении образования четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:
- Оборудование, расположенное на территории, дважды в год осматривается на предмет нахождения в исправном состоянии с составлением дефектных актов.
- Воспитатели и администрация ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и игровых площадок.
- Постоянно проводятся мероприятия по уборке мусора, декоративной обрезки кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.
- В зимний период проводятся мероприятия по очистке от снега и сосулек крыши, дорожек, детских площадок, посыпанию песком.
- Воспитатели постоянно ведут контроль и страховку воспитанников во время игр, содержат выносной материал в исправности и соответствии требованиям безопасности.
- Руководитель физического воспитания организует физкультурные досуги по ПДД, пожарной безопасности.
- Музыкальный руководитель организует праздники, развлечения по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.
- Мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.
- Организационно-профилактические мероприятия с педагогами.
- Заведующим учреждения образования проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей.
- Администрацией учреждения образования проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий, прогулок, за пределами детского сада.
- Для педагогов проводятся консультации «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма у дошкольников».
- В группах составлены картотеки художественной литературы, дидактических игр по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности.
- Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения образования является формирование у детей бережного и ответственного к здоровью путем целенаправленного закрепления правил безопасного поведения.
III .Организационно-профилактические мероприятия с воспитанниками.
Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм и методов:
- В специально-организованной деятельности по образовательным областям: ребенок и общество, ребенок и природа, развитие речи, искусство.
- Беседы индивидуальные, подгрупповые («Осторожно Дорога», «Встречи на улице», «Внимание – огонь не игрушка», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда» и т. д.).
- В группах оформлены «Уголки безопасности».
- Встречи с интересными людьми.
- Игры - подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.
- Праздники, досуги, развлечения, викторины, акции, конкурсы.
- Просмотр презентаций, фильмов, прослушивание аудио записей.
- Организационно-профилактическая работа с родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в учреждении образования. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Проблему безопасности ребенка невозможно решить только в рамках детского сада без участия родителей. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, а предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье.
В учреждении образования проводятся следующие формы взаимодействия с родителями:
- Родительские собрания.
- Материал на информационных стендах.
- Проведение бесед индивидуальных, подгрупповых.
- Показ выставок детского творчества.
- Дискуссионные встречи с интересными людьми за «круглым столом».
- Выпуск газет и памяток для родителей.