Развиваем артикуляционную моторику

Развиваем артикуляционную моторику

(октябрь 2015)

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

В первую очередь, уважаемые родители, предлагаем ознакомиться с правильной артикуляцией согласных звуков, которые чаще всех нарушены у детей дошкольного возраста

Звуки «С», «З»:

1. Зубы сближены на расстоянии около 1 мм;

2. Кончик языка упирается в нижние зубы;

3. Спинка языка выгнута, по середине образуется желобок, по которому идет струя холодного воздуха;

4. Звук «С» - глухой, звук «З»- звонкий.

Звук «Ц»:

Образуется в результате быстрого слияния звуков «Т» и «С».

Звуки «Ш», «Ж»:

1. Губы несколько выдвинуты вперед

;2. Кончик языка поднят к небу в форме «чашечки»;

3. Боковые края прижимаются к коренным губам, не пропуская воздушную струю;

4. Воздушная струя теплая;

5. Звук «Ш» - глухой, звук «Ж» - звонкий.

Звук «Ч» :

Образуется в результате быстрого соединения звуков «ТЬ» и «Ш».

Звук «Щ»:

как длительный звук «ШЬ». Кончик языка поднят к передним зубам ближе, чем при произнесении звука «Ш».

Звук «Л»:

1. Кончик языка упирается в верхние зубы;

2. Боковые края языка опущены;

3. Воздух проходит по бокам;

4. Губы участия в произношении не принимают.

Звук «Р»:

1. Кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует под напором воздуха;

2. Боковые края соприкасаются с верхними коренными зубами;

 

Артикуляционные упражнения,которые помогут развить артикуляционную моторику и овладеть правильным звукопроизношением.

Помните! Начинать нужно с более простых упражнений, постепенно переходя к сложным. А также необходимо упражнения выполнять сначала в медленном темпе и обязательно перед зеркалом. Ребенок должен сравнивать правильность и степень полноты выполнения движения своих и ваших органов речи.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,

а лучше 2 раза в день 10 – 15 минут.

Упражнения для постановки и коррекции звуков «С», «З»:

- «Горка» - кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;

«Лопаточка» («Блинчик») – широкий язык расслаблен на нижней губе;

- «Чистим нижние зубы» - языком проводить по внешней и внутренней стороне языка влево – вправо;

- «Трубочка» - сложить язык в форме трубочки и дуть в нее. Следить, чтобы щеки при этом не надувались. Можно также дуть в трубочки разного диаметра и длины. Это упражнение помогает выработать направленную воздушную струю и силу выдоха.

Упражнения для постановки и коррекции звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»:

- «Вкусное варенье». Язык присасывается к верхней губе и делается резкое опускание языка. Должен слышаться чмокающий звук. Нижняя губа языка касаться не должна;

- «Маляр». Языком проводить взад – вперед по небу;

- «Чашечка» - широкий язык поднят кверху: а) к верхней губе, б) к верхним зубам;

- «Качели»— движения языком вверх-вниз: а) к верхней — нижней губе; б) к верхним — нижним зубам;

- «Гармошка» – язык прижать к небу, как при «Грибке» и выполнять движения челюстью вверх – вниз;

- Дутье в трубочки разного диаметра и длины.

Упражнения для постановки и коррекции звука «Л»:

- «Болтушка» - быстрые движения поднятым к нёбу языком вперед-назад;

- «Почистим верхние зубы» - проводить языком по внутренней и внешней стороне зубов;

- «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика пальцем) ;

- «Вкусное варенье» - язык присасывается к верхней губе и делается резкое опускание языка. Должен слышаться чмокающий звук. Нижняя губа языка касаться не должна;

- «Лошадка» - щелканье языком;

«Песенка» - слегка прикусив широкий кончик языка произносить слог «ла» (песенка: «ла – ла - ла») .

Упражнения для постановки и коррекции звука «Р»:

- «Болтушка» - быстрые движения поднятым к нёбу языком вперед-назад;

- «Почистим верхние зубы» - проводить языком по внутренней и внешней стороне верхних зубов;

- «Лошадка» - щелканье языком.

- «Маляр» - языком проводить взад – вперед по нёбу;

- «Вкусное варенье» - язык присасывается к верхней губе и делается резкое опускание языка. Должен слышаться чмокающий звук. Нижняя губа языка касаться не должна;

- «Грибок» - весь язык присасывается к небу и удерживается в таком положении в течение 7 – 10 секунд. Постепенно время выполнения упражнения увеличивается;

- «Гармошка» – язык прижать к небу, как при «Грибке» и выполнять движения челюстью вверх – вниз.

Таким образом, существует комплекс артикуляционных упражнений для развития органов речи. Чем лучше будет сформирована артикуляционная моторика, тем правильней будут произноситься детьми звуки родного языка. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью с целью предупреждения искажений в произношении звуков.

Подготовила учитель-дефектолог 1 категории

Дрозд Елена Владимировна